Нахождение уязвимых мест

images

Каковы слабые места вашей организации? Скорее всего, это места, где в четко отлаженные бизнес-процессы вмешивается человеческий фактор. И как бы руководители не хотели от него избавиться, он все равно есть. Поскольку сотрудники не роботы, а живые люди, которым не чужды чувства и эмоции. Мечта каждого руководителя минимизировать эту составляющую, измерить ее, выразить в цифрах, чтобы понять и иметь возможность этим полем управлять.

Вы скажете, что это невозможно? Если пытаться вникнуть в каждую ситуацию и сделать так, чтобы всем было хорошо, то это действительно утопия. Но есть возможность изучить «психотипический портрет» каждого отдела и организации в целом. Оценка персонала через определение психотипов сотрудников позволяет вывести процентное соотношение психотипов в отделах и подразделениях и получить общую картину основных мотиваторов сотрудников, их ценностных ориентаций и врожденных коммуникативно-деловых компетенций.

Таким образом мы получим общую картину с указанием уязвимых мест и поймем, каким образом снизить их влияние на эффективность деятельности, а также увидим потенциальные возможности кадрового состава вашей компании. Ведь очень часто наблюдается ситуация, когда из-за диспропорции психотипов в отделе мало или совсем нет места для разнообразия идей и гибкости взаимодействия.

Методика определения психотипов по К.Юнгу используется уже более 50 лет в Европе и в США для подбора персонала, эффективной расстановки кадров и профориентации на этапе выбора ВУЗа. С помощью Идентификатора типов Майерс-Бриггс» (МВТІ) определяется психотип личности, на основе которого можно составить деловую характеристику сотрудника, его способности к определенным видам деятельности, в частности и к руководящей должности, а также определить, какие обстоятельства могут вызвать стресс и описать особенности поведения в стрессовой ситуации. Подробнее о методике мы писали в прошлой статье «Кадры решают все?».

Для примера опишем часто встречающееся «психотипические портреты» отделов в компаниях. Основные понятия, которыми мы будем пользоваться – психологические предпочтения (базис  К.Юнга – 4 пары дихотомий):

Решающий, Рациональный (Judging) - Воспринимающий, Иррациональный (Perceiving)
Экстраверт (Extraverted) - Интраверт (Introverted)
Логик (Thinking) - Этик (Feeling)
Сенсорик (Sensing) - Интуитивист (iNtuitive)

Отдел продаж. Как правило, этот отдел перегружен Решающими (J) Экстравертами (Е). Положительно здесь то, что с административной точки зрения это — отличная команда, которая создает конкурентную среду, где неудачам не может быть места. Слабая сторона преобладания экстраверсии в том, что скорее всего сотрудники не умеют слушать других. В своих действиях продавец  Экстраверт-Решающий (EJ) часто исходит из того, что клиента следует завоевать любой ценой. Для определенной категории клиентов это подходящая тактика (есть такие покупатели, которых нужно подталкивать к принятию решения о покупке), но ведь и есть та часть клиентов, к которым подобная тактика просто неприменима. В особенности негативно она действует на тех, кому надо как следует все обдумать (Интравертов (І) или кто хочет собрать больше данных  и выяснить, что предлагают конкуренты (Логиков (Т). Сегодня требуется способность услышать, что необходимо покупателям, и произвести на основании услышанного соответствующие изменения. Типологически это предполагает большее число Интровертов (I) (умение слушать), Этиков (F) (понимание потребностей покупателей) и Воспринимающих (Р) (способность осуществлять изменения по ходу дела). Экстраверты (Е) остаются просто незаменимы в работе с холодными звонками, в call-центрах.

Бухгалтерия. Здесь, как правило, собираются Интроверты (І) Мыслительные (Т) Решающие (J). Их задача в том, чтобы учесть каждую копеечку, свести баланс, вовремя оплатить счета и не допустить излишних трат денежных средств. Сотрудники бухгалтерии бережливы, точны, ответственны и скромны. И лучшего набора качеств нельзя себе и представить, когда дело связано с деньгами. Но преобладание Решающих (J) означает создание довольно консервативной среды, которая под лупой рассматривают все счета на оплату и случается, что они начинают решать, какие траты необходимы, а какие — нет. Из-за этого другие отделы бывают с бухгалтерией на ножах и буквально «выбивают» деньги на расходы своего отдела. Если бухгалтерию дополнить психологическими типами, которым свойственно проявление большей гибкости в своих контрольных функциях, или психотипами, которые проводять свою линию более тонко и доброжелательно (Этики (F), Интуиты (N), что позволило бы не наносить ущерба межличностным отношениям и сохранять позитивный климат в коллективе.

Отдел по работе с персоналом. В этом отделе часто встречаются Интуитивисты (I), и еще в нем больше, чем где-либо Этиков-Воспринимающих (FP). Эти типы — прирожденные учителя и наставники, обладающие замечательными творческими способностями в организации обучения для сотрудников всех уровней. Они настоящие энтузиасты, и им, как правило, удается внедрить свои программы в мероприятия компании. Но поскольку в компании очень много сотрудников Логиков (Т) Решающих (J), то часто все начинания отдела по работе с персоналом расценивается как непрактичные и ненужные. Такую критику сам отдел принимает довольно близко к сердцу, и его сотрудники испытывают чувство бессилия и неоцененности. В отдел по работе с персоналом необходимо взять Логиков (T) Решающих (J), а в особенности Сенсорных (S). Тогда со временем благодаря их присутствию мероприятия и программы отдела по работе с персоналом станут более реалистичными, практичными и заранее четко спланированными.

Можно продолжать описание «узких мест», путешествуя по оргструктуре компании. Отдел рекламы, юридический отдел, производственный отдел, даже высшее звено — во всех подразделениях преобладают определенные типы, имеющие свои достоинства и недостатки. И в большинстве случаев урегулирование всех этих потенциально горячих точек можно введением для равновесия в состав отдела нескольких человек дополняющих психологических типов. А иногда ключиком к успешному взаимодействию между отделами является перераспределение обязанностей или разделение противоречащих между собой обязанностей в соответствии с сильными сторонами уже работающих сотрудников.

A PHP Error was encountered

Severity: Core Warning

Message: Module 'xsl' already loaded

Filename: Unknown

Line Number: 0

Backtrace: